МБДОУ детский сад №13

 "Тополёк" общеразвивающего вида

Щелковского муниципального района Московской области.

 

 

Экологическое воспитание

                      Консультация для воспитателей на тему:

«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Из опыта работы воспитателя  Грибановой Е. Г.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.  Значение тропы разнообразно:проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

В нашем детском саду работа по экологическому воспитанию ведется с 2004 года и продолжается по сей день. Начало работы  положило создание в детском саду экологической тропы. Силами сотрудников и  родителей инициативной группы были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники, перед детским садом посеян газон. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости. Видя такие преобразования, в работу включались все больше и больше родителей. Каждый из них хотел оказать посильную помощь в нашей работе. С загородных домов и дач нам привозили рассаду многолетних цветов, саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников, луковичные и клубнелуковичные растения. С помощью наших добровольных помощников нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы, с которыми мы вас сейчас познакомим. Итак , добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада №13 «Тополек».

Первый маршрут экологической тропы - уголок смешанного леса.

И как положено в русском лесу, хозяином которого считается бурый медведь, наших деток встречает Михаил Иванович Топтыгин. Вместе с ним мы встретим в лесу и других его обитателей: волка, ежика и лису (плоскостные изображения).

 

В уголке смешанного леса представлены такие деревья, как: ели, сосны, березы, осины, дубы, клены, боярышник. Посажены и кустарники: лещина, шиповник, спирея, малина. Привезены из леса и высажены такие ягоды, как черника, голубика, брусника, земляника. Через три года после посадки, вокруг хвойных деревьев развились грибницы таких грибов, как подосиновики, маслята и вешенка обыкновенная. Все это позволяет детям наблюдать природу родного края не выходя за пределы детского сада.

Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:

1.рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

2.сравнение их между собой;

3.забота человека о деревьях;

4.использование луп для наблюдений;

5.сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

6.связь с животными.

 

  

Второй маршрут экологической тропы – искусственный                  водоем.

Хочется отдельно рассказать о создании мини-пруда в нашем саду.

Как вы видите это совсем не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения. Это: папоротник, лилейник, незабудка, купальница, примула. Мы долго не могли придумать как сделать прудик на территории детского сада, пока кто-то не принес старую детскую ванночку, которая чудесным образом преобразилась в водоем, с помощью большого мусорного пакета и человеческой фантазии. И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.

 

Рекомендации по организации работы возле водоема:

Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями(примула, купальница).

Наблюдение за птицами, прилетевшими искупаться и попить.

Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.

 

Третий маршрут экологической тропы – цветники.

На этом маршруте собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут  тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы ( примула высокая, примула безстебельная, примула Юлии и др.), купальницы, астильба, папоротники,  незабудки, аквилегия( или водосбор), различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные  и полевая герань.

В  цветниках  солцелюбивых  растений собраны такие цветы, как розы, геогины, пионы, вербейник, золотарник , петуния и другие растения.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

           Четвертый маршрут – зоны кормушек для птиц.      

    Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали зяблики, трясогузки, дятлы, поползни, синицы, снегири, воробьи и голуби. В скворечниках, которые мы повесили с детьми скворцы, уже не первый год выводят свое потомство.

 

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

 - Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 - Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

 - Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

 - Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

 - Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 - Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству- родной природе. Ведь экологическое воспитание это прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

Подготовила материал и составила доклад воспитатель  первой категории МДОУ №13  д. с.  «Тополек»  Грибанова  Е.Г.

  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

                                    Актуальность проблемы.      

 Любовь   к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

    *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

    * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

     * В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

     *  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

    * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                        

    *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

     Цель проекта:

·        создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

·        изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

    Руководители проекта :

  воспитатель  Грибанова Е.Г.- первая квалификационная категория.

Участники проекта:

 - дети  средней,   старшей, подготовительной  группы детского сада;

  - воспитатели;

  - родители;

                          Вид проекта:

долгосрочный , досугово-познавательный с 1 апреля по 15 декабря 2009года.

 

                    Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

 2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

  3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

  4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

  5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

  6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

 

            Продукты проекта:

  Макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.

         Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

4-й – подготовка к презентации. Презентация проекта.

Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края .

  2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

 5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

  6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

  7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

  8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

  9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).

 10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

      *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

      *  В природе все взаимосвязано.

      *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

 13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

 14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

 15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

 Ресурсы проекта:

 1.  Материал флоры и фауны средней полосы России: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии.

  2. Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

  3. Уголки природы в каждой возрастной группе.

  4. Общий цветник , огород и фруктовый сад  для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.

  5. Парк города Щелково.

  6. Экологическая тропа на участке детского сада.

  8. Опытническая  зона в  группе .  Огород на окне в группе.

   9. Детская библиотека города  Щелково.

10. Видео- и аудио  диски  познавательного материала по разным направлениям объектов природы.                         

 План действий по реализации проекта.

 1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки : май  2009

 2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки : июнь - октябрь 2009.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить  в детском саду мини-музей природы.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты , исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.  Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом  уголке  природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Посадка саженцев ели и уход за ними.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

 9. Сбор коллекции «Насекомые и их знакомые», коллекции  фигурок «Птицы нашего края».

 11. Цикл практических занятий по изучению правил поведения в природе.

12. Операция «помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Операция "Подарок птицам" . Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

14.Познавательное развлечение "Праздник птиц" в старшей  группе.

15. Викторина " Знаем ли мы природу нашего края?" в старшей и подготовительной группах.

16. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

18.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.

 Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

19.Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах "К природе с добротой" .

20. Экологическая экскурсия "На природу,  к речке Клязьме»

21. "Напиши письмо лесовичку ". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"

22. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов .

23. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

24. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

25. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

26. Организация в ДОУ  библиотеки видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

27. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

28. Составление гербария «Наши растения».

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Экологическая тропа". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.

 Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.

3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.

IV. Презентация проекта:  Педагогический совет  МДОУ.(  обобщение результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию   дошкольников.)

Результаты реализации проекта:

 созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологической направленности;

 разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе;

 уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет

 94%.

 

 

Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников».

Из опыта работы воспитателя Грибаново Е. Г. (первая квалификационная категория)

 

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

 

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

 

Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования.
Ресурс создан по технологии "Конструктор e-Publish"